понедельник, 26 сентября 2016 г.

Челябинск в творчестве писателей

Пером и литературным слогом – для некоторых писателей Челябинск стал музой. Наш город не только место развития событий, но и главный герой произведений.

Челябинск занимает почетное место в сборнике "Сибирские рассказы", это, пожалуй, первое упоминание о будущем мегаполисе в художественной литературе, датированное 1891 годом. Под перо Дмитрия Мамина-Сибиряка попала неудачная ночевка, случившаяся с ним в небольшом уездном городке Оренбургской губернии. Приехав в Челябу, писатель решил остановиться на постоялом дворе, где с ним и произошла история – он никак не может найти места для ночлега – "постоялые дворы как будто заколдованы".

В описании Мамина-Сибиряка Челябинск предстает абсолютно непривычным современному жителю – численность городка едва достигает 20 тысяч, а Миасс оказывается крупной рекой Миясом. И славился в ту пору городок не металлургией, а хлебным промыслом, да, и дороги здесь, пишет автор, можно назвать лучшими в Зауралье.

"Однако гостеприимства городишке явно не хватает – не очень-то челябинцы жаждут приютить столичного путника на ночлег".

Запах и ощущение неубранных дворов, хамоватые хозяйки, сторожи-проныры, и куча мух в чае. Не любезным оказался Челябинск в очерке знаменитого писателя.

***

Попал "уральский металлург" и на страницы многотомника. Александр Солженицын описал вокзал Челябинска (сегодня один из красивейших в России, а тогда – обычную провинциальную станцию) в своем "Архипелаге ГУЛАГе" (1967 год) . И предстал город в произведение советского писателя отнюдь не в лучшем свете. Образ будущего мегаполиса потребовался Солженицыну чтобы отразить безжалостность и бездушность своих современников. Сцена на челябинском вокзале, в прочем, как и все гулаговское произведение, давит на читателя своей угнетающей атмосферой и лагерным колоритом.

"Зима 1943/44, челябинский вокзал, навес около камеры хранения. Минус 25°. Под навесом — цементный пол, на нём — утоптанный прилипший снег, занесенный извне. В окне камеры хранения— женщина в ватнике, с этой стороны окна — упитанный милиционер в дублёном полушубке. Они ушли в игровой ухаживающий разговор. А на полу лежат два человека— в хлопчатобумажных одежёнках и тряпках цвета земли<…>. один из них кончил срок в лагере, другой сактирован, но при освобождении им неправильно оформили документы и теперь не дают билетов на поезд домой".

Местная полиция так и не дала прохожей помочь бывшим арестантам, пригрозив суровой расправой.

Однако это не единственный момент, где в "Архипелаге" всплывет Челябинск. Несколько раз он мелькает в названиях маршрутов поездов. И даже ЧТЗ находит свое место в книге. По важному элементу обмундирования – покрышкам вместо лаптей - можно узнать "прописку" заключенного.

"И приходится туземцев одевать, хотя расплачиваться им за это нечем.<…> на ногах— испытанные русские лапти, только онучей хороших к ним нет. Или кусок автопокрышки, привязанный прямо к босой ноге проволокой, электрическим шнуром. (У горя и догадки…) Если этот кусок покрышки схвачен проволочками в лодочную обутку — то вот и знаменитое "ЧТЗ" (Челябинский тракторный завод)".

Местный автор не только включает Челябинск в эпизоды своих произведений, но даже посвящает ему рассказы. Например, рубрика из газеты "Уральская неделя" - "Челябинская жизнь" (1919 год) - породила одноименный очерк о местном быте и укладах, где городок предстает в весьма не лестном образе. Например, работа администрации города вызывает у автора ироничную ухмылку: весенний разлив Миасса лишил Челябинск питьевой воды, которая, по мнению многочисленных экспертов, уж очень опасна. Однако вредной она оказывается не для всех, а только для "простых смертных":

"Все эти вопли (жалобы на грязную воду) остались воплями. Вопли эти направлялись "по адресу" в гор.думу, но она обладает драгоценным свойство – терпением, "деятельно" отмаливалась и, кряхтя, попивала чаек из пузатых самоваров и той же мерзопакостной и нездоровой водицы…".

Однако еще более забавной оказывается работа почтамта, который за сотню лет ни сколько не изменился – темпы остались прежними. Почта в небольшой город доставлялась раз в неделю, а по забывчивости местного транспортировщика писем, могла пролеживать и месяцами. Особенно новомодные – заказные, которые должны бы быстрее ходить, да только вот мода на оперативность до глубинки никак не дойдет – невдомек "поштальенам" в полушубках бараньих, что деньги за них заплачены, и скорость должна быть по более обычных.

"Почтовое ведомство усердно разъясняет всем этим полушубкам значение заказной корреспонденции, но, мне кажется, здесь надо вразумлять всех этих господ писарей, всех этих захолустных Евангелычей".
***

Совсем иным оказывается суровый уральский город в произведении московского писателя, историка и критика Игоря Золотусского. Судьба литературоведа оказалась не простой – он родился в предвоенное время. Отца и мать репрессировали, ребенок воспитывался в детском доме за Уральскими горами.. Спустя много лет, Золотусский стал корреспондентом, а потом и редактором "Литературной газеты".

В небольшой книге "Пока мы вместе" Челябинск предстает рабочим, военным. Действие в книги развивается в 1944 году. Мальчишки, эвакуированные из Сибирского детского дома, едут в сторону столицы, но до фронта так и не доезжают. Однако каждая встреча, каждая остановка становится для героев уроком жизни. Солдаты, отправленные на фронт в теплушках, деревня, оставшаяся без мужчин, санитарный поезд – в книге Золотусский описывает свое военное детство, где тыл страны оказывается тоже настоящей войной.

Здесь герои снова видят только железнодорожные ворота Челябинска – вокзал. Однако нынешняя южноуральская столица приглядывается молодому парнишке, который мечтает попасть на фронт, – ведь именно в этом городе создают танки, вместе с которыми можно уехать далеко на запад, где идет война.

"Не город, а большой завод. Во все стороны трубы, трубы, трубы… И столько дыма, что, кажется, не тучи, а дым висит над городом. И падает из него грязный снег.<…> А еще полно военных. А еще в Челябинске делают танки. Вообще, интересно было бы попасть на танковый завод. Пожалуй, я на танковом бы поработал…".

***

Самым узнаваемым для современных жителей, пожалуй, Челябинск предстает в произведениях Дмитрия Бавильского. Писатель, критик и журналист родился в столице Южного Урала. Творит сейчас одновременно в двух местах – родной провинции и в столице России.

Самым крупным произведениям автора стала трилогия о Челябинске, который там, однако, именуется Чердачинском. Необычное имя родного города автор называет антитезой реальному. Если с башкирского "селяба" - яма, в которой и был когда-то построен населенный пункт, то на страницах книги Чердачинск оказывается возвышенным над мирскими проблемами, некой "крышей мира" (цитата Бавильского).

Впервые город-антоним появляется в книге "Семейство пасленовых", где он фигурирует в повествовании наравне с Амстердамом и Барселоной, но находится как бы на окраине. Более подробно читатель знакомится с Чердачинском во второй книге из трилогии Бавильского – «Едоки Картофеля». Здесь герои повествования путешествуют между Чердачинском и Амстердамом. А последняя книга трилогии – "Ангелы на первом месте" - полностью посвящена провинциальному мегаполису. Здесь проходит настоящая экскурсия, где читатель узнает идеализированный миллионник с действующим метро, консерваторией и даже музеем современного искусства.

Даже внешне городок похож на нынешнюю южноуральскую столицу. Например, описание центральной пешеходной улицы в "Ангелах" весьма отчетливо переедает это сходство.

"Она шла по центральной торговой улице Чердачинска, мимо купеческих особняков с резьбой, снова ставших купеческими же, месила серый снег старыми сапогами, думала тяжёлую думу, в тысячный раз пережёвывая набившие оскомину воспоминания, из которых давно выветрилась горечь".

Или сочетание высоток и пустырей рождают знакомые челябинцам районы (излюбленное место автора – АМЗ):

"В Чердачинске существовала масса пустырей, и на каждой такой пустоши жила свора бродячих собак.<…> В соседних многоэтажках зажглись окна, на небе высыпали звезды. По телевизору – последние известия".

А образы местной интеллигенции в "Едоках" оказываются весьма колкими и иронично намекающими на псевдостоличность и псевдопрогрессивность провинциального городка.

"Официальные чердачинские мероприятия – жанр особый. Соберутся представители чердачинской интеллигенции – затурканные жизнью тетки, едва ли не в кримпленовых платьях, с накрученными, точно в стиральной машине, прическами и разговорами про духовность; угрюмые, неаккуратные и подозрительные дядьки; временно тверезые графики и станковисты, парочка самодовольных педерастов из СМИ, стайка взволнованных школьников и группка циничных студентов".

В общем-то автор любит свой город, делает оговорки в предисловиях, что образ якобы собирательный в книгах, без намеков. Зато в интервью газетам и журналам признается – писал Дмитрий Бавильский с натуры.

Вот и оказывается Челябинск на страницах книг каким-то уж больно угрюмым. Ласковых и теплых образов во всероссийской литературе практически не нашлось. Остается ждать новые произведения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Собери пазлы. Назови улицу, на которой стоит скульптура